+7 (495) 640-87-93

«Книга — учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости»

— А.Навои

Архитектура

Музы московского метро

Автор: Вальдес Одриосола М.С.

Издательство: Ключ-С

Год: 2010

Страниц: 144

ISBN: 978-5-93136-115-4

Книга посвящена историческим и культурологическим предпосылкам создания уникальных архитектурно-художественных ансамблей Московского метрополитена. Книга «Музы московского метро» возвращает читателя в недалекую, но уже легендарную эпоху, когда молодая страна Советов начала осуществлять грандиозный и, по тем временам, инновационный проект строительства первого метрополитена.

Зачастую, спеша на работу (или возвращаясь с работы) нет, невольно, залюбуешься прекрасными подземными дворцами, и на ум придёт вопрос: Откуда эта красота? Не разумнее ли было в той экономической ситуации построить метро как простую утилитарную конструкцию (так, как это сделано в западных странах)?

«Расследование», проведенное авторами книги, рассказывает о Московском метро, как о зародившейся в самом сердце нашей Родины, прекрасной каменной летописи. В убранстве станций навечно запечатлено и бурное предвоенное развитие страны, и наша Великая Победа, и времена застоя и распад СССР, и уже современное рождение новой России.

На первый взгляд книга «Музы московского метро» ломится в открытую дверь, поскольку зазывает нас на экскурсию по нашему же родному дому, в котором мы ориентируемся с закрытыми глазами.

Однако, Москва – это целый космос, природно-надприродный мир, метафизика которого была только приоткрыта Рустамом Рахматуллиным в книге эссе «Две Москвы, или Метафизика столицы» получившей национальную литературную премию «Большая книга» в 2008 году.

Что касается подземного царства, то любой город по своей природе начинает зарываться глубоко под землю тогда же, когда возникает. Это тайна его городского хозяйства, его оборонительной доктрины, его священной мистерии. Метро создает принципиально новую точку зрения, точнее говоря, – много точек зрения. Образов Москвы столько, сколько у неё станций метро. Единый организм как бы разорван. Таким образом, перед подземным пространством встала задача создания большого универсального стиля, объединяющего сам стольный город на новом качественном уровне.

Поэтому исследование этого пространства, предпринятое авторами, действительно широко распахивает наши закрытые глаза и показывает блистательный мир утонувшей советской Атлантиды.


ОТЗЫВЫ

Московский метрополитен по праву считается лучшим в мире. Это уникальный с точки зрения инженерных, архитектурных, художественных и урбанистических решений единый масштабный ансамбль, имеющий выдающуюся историческую и художественную ценность. В его создании принимали и принимают участие лучшие архитекторы, художники-монументалисты и скульпторы. Художественная отделка станций Московского метрополитена включает сотни блестящих произведений монументального искусства, выполненных в сложнейших техниках. Московский метрополитен является к тому же уникальным общедоступным естественнонаучным минералогическим музеем, ведь в декорировании его станций использован ряд редких минералов. Важно отметить, что Московский метрополитен сыграл важнейшую роль как стратегический оборонный объект в истории Великой Отечественной войны.

В списке всемирного наследия ЮНЕСКО на долю России сегодня приходится всего лишь 2,8% объектов. Это ни в коей мере не соответствует уникальному природному богатству нашей страны и ее грандиозному вкладу в историю развития мировой цивилизации. Московский метрополитен по своим художественным достоинствам имеет полное право быть включенным в этот почетный список.

Руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ Н.В.Левичев
На первый взгляд книга «Музы московского метро» ломится в открытую дверь, поскольку зазывает нас на экскурсию по нашему же родному дому, в котором мы ориентируемся с закрытыми глазами.

Любой город по своей природе начинает зарываться глубоко под землю тогда же, когда возникает. Это тайна его городского хозяйства, его оборонительной доктрины, его священной мистерии.

Метро создает принципиально новую точку зрения, точнее говоря, — много точек зрения. Образов Москвы столько, сколько у неё станций метро. Единый организм как бы разорван. Таким образом, перед подземным пространством встала задача создания большого универсального стиля, объединяющего сам стольный город на новом качественном уровне.

Поэтому исследование этого пространства, предпринятое автором, действительно широко распахивает наши закрытые глаза и показывает блистательный мир утонувшей советской Атлантиды.

Юрий Анатольевич Годованец, кандидат культурологии